Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (А.И. Баева)
Анкета-опросник«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» для учителей
Уважаемый коллега!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки учебно-воспитательного процесса.Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.Данные будут представляться только в обобщенном виде.
1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?
Да
|
Пожалуй да
|
Не могу сказать
|
Пожалуй нет
|
Нет
|
2. Цифра 0 характеризует работу, которая очень не нравится; 9 - работу, которая очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свою работу?
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
3. Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на другое место работы?
Да
|
Не могу сказать
|
Нет
|
4. Считаете ли Вы, что работа, которую Вам приходится выполнять, помогает развитию Ваших способностей?
Пожалуй да
|
Не могу сказать
|
Пожалуй нет
|
Нет
|
5. Если бы предоставилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность?
Да
|
Не могу сказать
|
Нет
|
6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?
Обычно плохое
|
Чаще плохое
|
Не влияет
|
Чаще хорошее
|
Обычно хорошее
|
7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе
Характеристикашкольнойсреды
|
Степень удовлетворенности выбранной характеристикой
|
||||
в оченьбольшойстепени
|
в большой степени
|
средне
|
в небольшойстепени
|
совсем нет
|
|
1. Взаимоотношения с учителями
|
|
|
|
|
|
2. Взаимоотношения с учениками
|
|
|
|
|
|
3. Эмоциональный комфорт
|
|
|
|
|
|
4. Возможность высказать свою точку зрения
|
|
|
|
|
|
5. Уважительное отношение к себе
|
|
|
|
|
|
6. Сохранение личного достоинства
|
|
|
|
|
|
7. Возможность обратиться за помощью
|
|
|
|
|
|
8. Возможность проявлять инициативу, активность
|
|
|
|
|
|
9. Учет личных проблеми затруднений
|
|
|
|
|
|
10. Внимание к просьбами предложениям
|
|
|
|
|
|
11. Помощь в выборе собственного решения
|
|
|
|
|
|
8. Считаете ли Вы свою работу увлекательной?
Да
|
Пожалуй да
|
Не могу сказать
|
Пожалуй нет
|
Нет
|
9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?
Показателипсихологическойзащищенности
|
Полностью
Незащищен 0
|
Незащищен
1
|
Затрудняюсь сказать 2
|
Защищен
3
|
Вполнезащищен 4
|
1. От публичного унижения:а) учениками;
|
|
|
|
|
|
б) коллегами;
|
|
|
|
|
|
в) администрацией
|
|
|
|
|
|
2. От оскорбления:а) учениками;
|
|
|
|
|
|
б) коллегами;
|
|
|
|
|
|
в) администрацией
|
|
|
|
|
|
3. От высмеивания:а) учениками;
|
|
|
|
|
|
б) коллегами;
|
|
|
|
|
|
в) администрацией
|
|
|
|
|
|
4. От угроз:
|
|
|
|
|
|
а) учеников;
|
|
|
|
|
|
б) коллег;
|
|
|
|
|
|
в) администрации
|
|
|
|
|
|
5. От обидного обзывания:а) учениками;
|
|
|
|
|
|
б) коллегами;
|
|
|
|
|
|
в) администрацией
|
|
|
|
|
|
6. От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания:а) ученики;
|
|
|
|
|
|
б) коллеги;
|
|
|
|
|
|
в) администрация
|
|
|
|
|
|
7. От игнорирования:а) учениками;
|
|
|
|
|
|
б) коллегами;
|
|
|
|
|
|
в) администрацией
|
|
|
|
|
|
8. От неуважительного отношения: а) учеников;
|
|
|
|
|
|
б) коллег;
|
|
|
|
|
|
в) администрации
|
|
|
|
|
|
9. От недоброжелательного отношения:а) учеников;
|
|
|
|
|
|
б)коллег;
|
|
|
|
|
|
в)администрации
|
|
|
|
|
|
10. Предположим, что но каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое место работы?
Да
|
Не могу сказать
|
Нет
|
11. Каждый коллектив имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего характеризует особенности Вашего коллектива:
1) работать нужно так, как работают в нашем коллективе;2) работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе;3) меня мало волнует, как работают в нашем коллективе
Анкета-опросник«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»для учеников
Уважаемый старшеклассник!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы.Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержкиучебно-воспитательного процесса.Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете.Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.Данные будут представляться только в обобщенном виде.
1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного
совершенствования Ваших возможностей?
совершенствования Ваших возможностей?
Да
|
Пожалуй да
|
Не могу сказать
|
Пожалуй нет
|
Нет
|
1. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра 0 характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится; 9 — которое очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свое пребывание?
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
3. Если бы Вы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу?
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию:
1) интеллектуальных способностей;
Да
|
Пожалуй да
|
Не могу сказать
|
Пожалуй нет
|
Нет
|
2) жизненных умений?
Да
|
Пожалуй да
|
Не могу сказать
|
Пожалуй нет
|
Нет
|
5. Если бы Вам пришлось выбирать из всех школ района, Вы бы выбрали свою?
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
6. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?
Обычно хорошее
|
Чаще плохое
|
Не влияет
|
Чаще хорошее
|
Обычно плохое
|
7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.
Характеристика школьной среды
|
Степень удовлетворенности выбранной характеристикой
|
||||
в оченьбольшойсгепеин
|
в большой степени
|
средне
|
в небольшой степени
|
совсем нет
|
|
1. Взаимоотношения с учителями
|
|
|
|
|
|
2. Взаимоотношения с учениками
|
|
|
|
|
|
3. Эмоциональный комфорт
|
|
|
|
|
|
4. Возможность высказать свою точку зрения
|
|
|
|
|
|
5. Уважительное отношение к себе
|
|
|
|
|
|
6. Сохранение личного достоинства
|
|
|
|
|
|
7. Возможность обратиться за помощью
|
|
|
|
|
|
8. Возможность проявлять инициативу, активность
|
|
|
|
|
|
9. Учет личных проблем и затруднений
|
|
|
|
|
|
10. Внимание к просьбам и предложениям
|
|
|
|
|
|
11. Помощь в выборе собственного решения
|
|
|
|
|
|
8. Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?
Да
|
Пожалуй да
|
Не могу сказать
|
Пожалуй нет
|
Нет
|
9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?
Показатели психологической защищенности
|
Полностью
незащищен0
|
Незащищен
1
|
Затрудняюсь сказать
2
|
Защищен
3
|
Вполне защищен
4
|
|
1. От публичного унижения:а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
2. От оскорбления:а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
3. От высмеивания:
а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
4. От угроз:а) одноклассников;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителей
|
|
|
|
|
|
|
5. От обидного обзывания:а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
6. От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания:а) одноклассники;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителя
|
|
|
|
|
|
|
7. От игнорирования:а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
8. От неуважительного отношения:а) одноклассников;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителей
|
|
|
|
|
|
|
9. От недоброжелательного отношения:а) одноклассников;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителей
|
|
|
|
|
|
|
10. Предположим, что но каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу. Вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей
Уважаемый родитель!Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы.Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки учебно-воспитательного процесса.Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете.Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.Данные будут представляться только в обобщенном виде.
1. Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его:
1) интеллектуальных способностей;
Да
|
Пожалуй да
|
Не могу сказать
|
Пожалуй нет
|
Нет
|
2) жизненных умений?
Да
|
Пожалуй да
|
Не могу сказать
|
Пожалуй нет
|
Нет
|
2. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в свою школу?
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
3. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра 0 характеризует школу, которая очень нравится;9 - которая очень не нравится. В какой из клеток Вы укажете школу, где учится Ваш ребенок?
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
4. Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего характеризует особенности стиля Вашей школы:
1) обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе;
2) обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей школе;3) меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей школе.
5. Какое настроение бывает у Вас, когда Вы посещаете школу, где учится Ваш ребенок?
Обычно плохое
|
Чаще плохое
|
Не влияет
|
Чаще хорошее
|
Обычно хорошее
|
6. Если бы Вы переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обучать ребенка в данной школе?
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.
Характеристика школьной среды
|
Степень удовлетворенности выбранной характеристикой
|
||||
в оченьбольшойстепени
|
в большой степени
|
средне
|
в небольшой степени
|
совсем нет
|
|
1. Взаимоотношения с учителями
|
|
|
|
|
|
2. Взаимоотношения с учениками
|
|
|
|
|
|
3. Эмоциональный комфорт
|
|
|
|
|
|
4. Возможность высказать свою точку зрения
|
|
|
|
|
|
5. Уважительное отношение к себе
|
|
|
|
|
|
6. Сохранение личного достоинства
|
|
|
|
|
|
7. Возможность обратиться за помощью
|
|
|
|
|
|
8. Возможность проявлять инициативу, активность
|
|
|
|
|
|
9. Учет личных проблем и затруднений
|
|
|
|
|
|
10. Внимание к просьбам и предложениям
|
|
|
|
|
|
11. Помощь в выборе собственного решения
|
|
|
|
|
|
8. Насколько защищенными Вы и Ваш ребенок чувствуете себя в школе?
Показатели психологической защищенности
|
Полностьюнезащищен0
|
Незащищен 1
|
Затрудняюсь сказать2
|
Защищен 3
|
Вполне защищен4
|
|
От публичногоунижения:а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
2. От оскорбления:а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
3. От высмеивания:а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
4. От угроз:а) одноклассников;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителей
|
|
|
|
|
|
|
5. От обидного обзывания:а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
6. От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания:а) одноклассники;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителя
|
|
|
|
|
|
|
6. От игнорирования:а) одноклассниками;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителями
|
|
|
|
|
|
|
8. От неуважительного отношения:а) одноклассников;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителей
|
|
|
|
|
|
|
9. От недоброжелательного отношения:в) одноклассников;
|
|
|
|
|
|
|
б) учителей
|
|
|
|
|
|
|
КлючОпросник для учителей
№
|
Позитивное отношение
|
Нейтральное отношение
|
Негативное отношение
|
1
|
Да; пожалуй, да
|
Не могу сказать
|
Нет; пожалуй, нет
|
2
|
7-9
|
4-6
|
1-3
|
3
|
Нет
|
Не могу сказать
|
Да
|
4
|
Да; пожалуй, да
|
Не могу сказать
|
Нет; пожалуй, нет
|
5
|
Нет
|
Не могу сказать
|
Да
|
6
|
Обычно хорошее; чаше хорошее, чем плохое
|
Не влияет
|
Обычно плохое; чаше плохое, чем хорошее
|
8
|
Да; пожалуй, да
|
Не могу сказать
|
Нет; пожалуй, нет
|
10
|
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
11
|
1
|
3
|
2
|
Примечание. В таблицу внесены только те подпункты, которые отражают отношение к образовательной среде школы и учитываются при подсчете показателя отношения к образовательной среде.
Опросник для учеников
№
|
Позитивное отношение
|
Нейтральное отношение
|
Негативное отношение
|
1
|
Да; пожалуй, да
|
Не могу сказать
|
Нет; пожалуй, нет
|
2
|
7-9
|
4-6
|
1-3
|
3
|
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
4а
|
Да; пожалуй, да
|
Не могу сказать
|
Нет; пожалуй, нет
|
46
|
Да; пожалуй, да
|
Не могу сказать
|
Нет; пожалуй, нет
|
5
|
Да
|
Не могу сказать
|
Нет
|
6
|
Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое
|
Не влияет
|
Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
|
8
|
Да; пожалуй, да
|
Не могу сказать
|
Нет; пожалуй, нет
|
10
|
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
|
|
|
Опросник для родителей
№
|
Позитивное отношение
|
Нейтральное отношение
|
Негативное отношение
|
1
|
Да; пожалуй, да
|
Не могу сказать
|
Нет; пожалуй, нет
|
2
|
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
3
|
7-9
|
4-6
|
1-3
|
4
|
1
|
3
|
2
|
5
|
Обычно хорошее; чаше хорошее, чем плохое
|
Не влияет
|
Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
|
6
|
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.Следует отметить, что сочетание негативного и позитивного показателя определяются как нейтральное отношение. Например, на два вопроса даны негативные ответы, а на один — позитивный. Соответственно, один негативный и один позитивный ответы определяются как нейтральное, противоречивое отношение.Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального). Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участников
Участники
|
Когнитивный компонент (номера вопросов)
|
Эмоциональный компонент (номера вопросов)
|
Поведенческий компонент (номера вопросов)
|
Учитель
|
1, 4, 11
|
2, 6, 8
|
3, 5, 10
|
Ученик
|
1, 4а, 46
|
2, 6, 8
|
3, 5, 10
|
Родитель
|
1, 4
|
3, 5
|
2, 6
|
Примечание. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент. Отношение к среде по каждому компоненту определяется следующими сочетаниями:- позитивное отношение к образовательной среде школы; к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных, а третий имеет любой другой знак;- нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы; эта категория включает в себя следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один
ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки;- негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком).
ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки;- негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком).
Процент выборов по показателям:позитивное, нейтральное, негативноеотношение к ОС школы
|
Уровень отношения к ОС школы
|
0-20
|
Низкий
|
21-40
|
Ниже среднего
|
41-60
|
Средний
|
61-80
|
Высокий
|
81-100
|
Очень высокий
|
Во второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:
1) взаимоотношения с учителями;
2) взаимоотношения с учениками;
3) возможность высказать свою точку зрения;
4) уважительное отношение;
5) сохранение личного достоинства;
6) возможность обратиться за помощью;
7) возможность проявлять инициативу, активность;
8) учет личных проблем и затруднений.
Определение уровней удовлетворенности характеристиками ОС школы
Суммарное число баллов
|
Уровень удовлетворенности характеристиками ОС школы
|
1-1,7
|
Низкий
|
1,8-2,5
|
Ниже среднего
|
2,6-3,3
|
Средний
|
3,4-4,1
|
Высокий
|
4,2-5
|
Очень высокий
|
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:- защищенность от унижения/оскорблений;- защищенность от угроз;- защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение);- защищенность от игнорирования (социальной изоляции); - защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения).Часть 3 опросника позволяет получить как общий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели.Вариант 1. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии может определяться по каждой категории участников образовательной среды (например, с помощью опросника для учеников можно выявить уровень их защищенности от одноклассников и от учителей).Вариант 2. Защищенность от психологического насилия в образовательной среде может определяться как единый суммарный показатель.
Определение уровней защищенности в ОС школы
Количество баллов суммируется и делится на количество подпунктов опросника(15 подпунктов для учителей, 10 - для учеников и родителей)
Суммарное число баллов
|
Уровень защищенностиот психологического насилия во взаимодействии
|
1-1,7
|
Низкий
|
1,8-2,5
|
Ниже среднего
|
2,6-3,3
|
Средний
|
3,4-4,1
|
Высокий
|
4,2-5
|
Очень высокий
|