Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (А.И. Баева) 
Анкета-опросник«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» для учителей
Уважаемый коллега!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной сре­ды школы. Исследование проводится с целью совершенствования пси­хологической поддержки учебно-воспитательного процесса.Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Ваше­му мнению.Данные будут представляться только в обобщенном виде.
1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного со­вершенствования профессионального мастерства?
Да
Пожалуй да
Не могу сказать
Пожалуй нет
Нет
 
2. Цифра 0 характеризует работу, которая очень не нравится; 9 - ра­боту, которая очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свою работу?
0
 
 
 
 
 
 
 
 
9
 
3.  Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на дру­гое место работы?
Да
Не могу сказать
Нет

4.  Считаете ли Вы, что работа, которую Вам приходится выполнять, помогает развитию Ваших способностей?
Пожалуй да
Не могу сказать
Пожалуй нет
Нет
 
5.  Если бы предоставилась возможность, хотели бы Вы получить дру­гую специальность?
Да
Не могу сказать
Нет
 
6.   Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?      
Обычно плохое
Чаще плохое
Не влияет
Чаще хорошее
Обычно хорошее
 7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе
Характеристикашкольнойсреды  
Степень удовлетворенности выбранной характеристикой
в оченьбольшойстепени
в большой степени
средне
в небольшойстепени
               совсем нет 
1. Взаимоотноше­ния с учителями
 
 
 
 
 
2. Взаимоотноше­ния с учениками
 
 
 
 
 
3. Эмоциональный комфорт
 
 
 
 
 
4. Возможность высказать свою точку зрения
 
 
 
 
 
5. Уважительное отношение к себе
 
 
 
 
 
6. Сохранение личного достоин­ства
 
 
 
 
 
7. Возможность обратиться за помощью
 
 
 
 
 
8. Возможность проявлять инициативу, активность
 
 
 
 
 
9. Учет личных проблеми затруднений
 
 
 
 
 
10. Внимание к просьбами предложениям
 
 
 
 
 
11. Помощь в выборе собственного решения
 
 
 
 
 
 
8. Считаете ли Вы свою работу увлекательной?
Да
Пожалуй да
Не могу сказать
Пожалуй нет
Нет
 
9.   Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?
Показателипсихологическойзащищенности
Полностью
Незащищен 0
Неза­щищен
 1
Затрудняюсь сказать 2
Защи­щен 
 3
Вполнезащищен 4
1. От публичного унижения:а) учениками;
 
 
 
 
 
б) коллегами;
 
 
 
 
 
в) администрацией
 
 
 
 
 
2. От оскорбления:а) учениками;
 
 
 
 
 
б) коллегами;
 
 
 
 
 
в) администрацией
 
 
 
 
 
3. От высмеивания:а) учениками;
 
 
 
 
 
б) коллегами;
 
 
 
 
 
в) администрацией
 
 
 
 
 
4. От угроз:
 
 
 
 
 
а) учеников;
 
 
 
 
 
б) коллег;
 
 
 
 
 
в) администрации
 
 
 
 
 
5. От обидного обзывания:а) учениками;
 
 
 
 
 
б) коллегами;
 
 
 
 
 
в) администрацией
 
 
 
 
 
6. От того, что за­ставят делать что-либо против Ваше­го желания:а) ученики;
 
 
 
 
 
б) коллеги;
 
 
 
 
 
в) администрация
 
 
 
 
 
7. От игнорирова­ния:а) учениками;
 
 
 
 
 
б) коллегами;
 
 
 
 
 
в) администрацией
 
 
 
 
 
8. От неуважитель­ного отношения: а) учеников;
 
 
 
 
 
б) коллег;
 
 
 
 
 
в) администрации
 
 
 
 
 
9. От недоброжелательного отношения:а) учеников;
 
 
 
 
 
б)коллег;
 
 
 
 
 
в)администрации
 
 
 
 
 
 
10. Предположим, что но каким-то причинам Вы временно не работае­те. Вернулись бы Вы на свое место работы?
Да
Не могу сказать
Нет
 
11. Каждый коллектив имеет свой стиль в работе. Прочитайте внима­тельно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего характеризует особенности Вашего коллектива:
1)       работать нужно так, как работают в нашем коллективе;2)   работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе;3)   меня мало волнует, как работают в нашем коллективе                        
 Анкета-опросник«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»для учеников
Уважаемый старшеклассник!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной сре­ды школы.Исследование проводится с целью совершенствования пси­хологической поддержкиучебно-воспитательного процесса.Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете.Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Ваше­му мнению.Данные будут представляться только в обобщенном виде. 
1.   Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного
совершенствования Ваших возможностей?    
Да
Пожалуй да
Не могу сказать
Пожалуй нет
Нет

1. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра 0 характе­ризует пребывание в школе, которое очень не нравится; 9 — которое очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свое пребывание?

0
 
 
 
 
 
 
 
 
9
 
3. Если бы Вы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу?
Да
Не знаю
Нет
 
4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию:
1)      интеллектуальных способностей;
Да
Пожалуй да
Не могу сказать
Пожалуй нет
Нет
               2) жизненных умений?
Да
Пожалуй да
Не могу сказать
Пожалуй нет
Нет
 
5. Если бы Вам пришлось выбирать из всех школ района, Вы бы вы­брали свою?
Да
Не знаю
Нет
 
6. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?
Обычно хорошее
Чаще плохое
Не влияет
Чаще хорошее
Обычно плохое
 
7.  Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.
Характеристика школьной среды  
Степень удовлетворенности выбранной характеристикой
в оченьбольшойсгепеин
в большой степени
средне
в небольшой степени
совсем нет
1. Взаимоотношения с учителями
 
 
 
 
 
2. Взаимоотношения с учениками
 
 
 
 
 
3. Эмоциональный комфорт
 
 
 
 
 
4. Возможность высказать свою точку зрения
 
 
 
 
 
5. Уважительное отношение к себе
 
 
 
 
 
6. Сохранение личного достоинства
 
 
 
 
 
7. Возможность обратиться за помощью
 
 
 
 
 
8. Возможность проявлять инициативу, активность
 
 
 
 
 
9. Учет личных проблем и затруднений
 
 
 
 
 
10. Внимание к просьбам и предложениям
 
 
 
 
 
11. Помощь в выборе собственного решения
 
 
 
 
 
 
8. Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?
Да
Пожалуй да
Не могу сказать
Пожалуй нет
Нет
 
9.   Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?
Показатели психологической защищенности
Полностью
незащищен0
Незащищен
 1
Затрудняюсь сказать
2
Защи­щен
 3
Вполне защищен
4
1. От публичного унижения:а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
2. От оскорбления:а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
3. От высмеивания:
 а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
4. От угроз:а) одноклассников;
 
 
 
 
 
б) учителей
 
 
 
 
 
5. От обидного обзывания:а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
6. От того, что за­ставят делать что-либо против Вашего желания:а) одноклассники;
 
 
 
 
 
б) учителя
 
 
 
 
 
7. От игнорирования:а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
8. От неуважитель­ного отношения:а) одноклассников;
 
 
 
 
 
б) учителей
 
 
 
 
 
9. От недоброжела­тельного отношения:а) одноклассников;
 
 
 
 
 
б) учителей
 
 
 
 
 
             
 
10. Предположим, что но каким-то причинам Вы долго не могли посе­щать школу. Вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?
Да
Не знаю
Нет
 
 Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей
Уважаемый родитель!Просим Вас принять участие в исследовании образовательной сре­ды школы.Исследование проводится с целью совершенствования пси­хологической поддержки учебно-воспитательного процесса.Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете.Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Ваше­му мнению.Данные будут представляться только в обобщенном виде.
1. Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе  помогает раз­витию его:
1)      интеллектуальных способностей;
Да
Пожалуй да
Не могу сказать
Пожалуй нет
Нет
 
2)      жизненных умений?
Да
Пожалуй да
Не могу сказать
Пожалуй нет
Нет
 
2. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в свою школу?
Да
Не знаю
Нет
 
3. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра 0 характе­ризует школу, которая очень нравится;9 - которая очень не нравит­ся. В какой из клеток Вы укажете школу, где учится Ваш ребенок?
0
 
 
 
 
 
 
 
 
9
 
4. Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего ха­рактеризует особенности стиля Вашей школы:
1)       обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе;
2)   обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей школе;3)   меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей школе.
 
5.  Какое настроение бывает у Вас, когда Вы посещаете школу, где учит­ся Ваш ребенок?
Обычно плохое
Чаще плохое
Не влияет
Чаще хорошее
Обычно хорошее
 
6.  Если бы Вы  переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обу­чать ребенка в данной школе?
Да
Не знаю
Нет
 
7.  Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.
Характеристика школьной среды  
Степень удовлетворенности выбранной характеристикой
в оченьбольшойстепени
в большой степени
средне
в небольшой степени
совсем нет
1. Взаимоотноше­ния с учителями
 
 
 
 
 
2. Взаимоотноше­ния с учениками
 
 
 
 
 
3. Эмоциональный комфорт
 
 
 
 
 
4. Возможность высказать свою точку зрения
 
 
 
 
 
5. Уважительное отношение к себе
 
 
 
 
 
6. Сохранение лич­ного достоинства
 
 
 
 
 
7. Возможность обратиться за по­мощью
 
 
 
 
 
8. Возможность проявлять инициа­тиву, активность
 
 
 
 
 
9. Учет личных проблем и затруднений
 
 
 
 
 
10. Внимание к просьбам и предложениям
 
 
 
 
 
11. Помощь в выборе собственного решения
 
 
 
 
 
 
8.   Насколько защищенными Вы  и Ваш ребенок чувствуете себя в школе? 
Показатели психо­логической защищенности
Полностьюнезащищен0
Неза­щищен 1
Затрудняюсь сказать2
Защи­щен 3
Вполне защищен4
От публичногоунижения:а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
2. От оскорбления:а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
3. От высмеивания:а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
4. От угроз:а) одноклассников;
 
 
 
 
 
б) учителей
 
 
 
 
 
5. От обидного обзывания:а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
6. От того, что за­ставят делать что-либо против Вашего желания:а) одноклассники;
 
 
 
 
 
б) учителя
 
 
 
 
 
6. От игнорирования:а) одноклассниками;
 
 
 
 
 
б) учителями
 
 
 
 
 
8. От неуважи­тельного отноше­ния:а) одноклассников;
 
 
 
 
 
б) учителей
 
 
 
 
 
9. От недоброжела­тельного отноше­ния:в) одноклассников;
 
 
 
 
 
б) учителей
 
 
 
 
 
             
 
 КлючОпросник для учителей 
Позитивное отношение
Нейтральное отношение
Негативное отношение
1
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
2
7-9
4-6
1-3
3
Нет
Не могу сказать
Да
4
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
5
Нет
Не могу сказать
Да
6
Обычно хорошее; чаше хорошее, чем плохое
Не влияет
Обычно плохое; чаше плохое, чем хорошее
8
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
10
Да
Не знаю
Нет
11
1
3
2
 
Примечание. В таблицу внесены только те подпункты, которые отражают отно­шение к образовательной среде школы и учитываются при подсчете показателя отношения к образовательной среде. 
 
Опросник для учеников 
Позитивное отношение
Нейтральное отношение
Негативное отношение
1
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
2
7-9
4-6
1-3
3
Да
Не знаю
Нет
4а
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
46
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
5
Да
Не могу сказать
Нет
6
Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое
Не влияет
Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
8
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
10
Да
Не знаю
Нет
               
                      
 
 
Опросник для родителей 
Позитивное отношение
Нейтральное отношение
Негативное отношение
1
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
2
Да
Не знаю
Нет
3
7-9
4-6
1-3
4
1
3
2
5
Обычно хорошее; чаше хорошее, чем плохое
Не влияет
Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
6
Да
Не знаю
Нет
 
При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.Следует отметить, что сочетание негативного и позитивного по­казателя определяются как нейтральное отношение. Например, на два вопроса даны негативные ответы, а на один — позитивный. Соответс­твенно, один негативный и один позитивный ответы определяются как нейтральное, противоречивое отношение.Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального). Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участников 
 
Участники
Когнитивный компонент (номера вопросов)
Эмоциональный компонент (номера вопросов)
Поведенческий компонент (номера вопросов)
Учитель
1, 4, 11
2, 6, 8
3, 5, 10
Ученик
1, 4а, 46
2, 6, 8
3, 5, 10
Родитель
1, 4
3, 5
2, 6
Примечание. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент.  Отношение к среде по каждому компоненту определяется следую­щими сочетаниями:- позитивное отношение к образовательной среде школы; к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные отве­ты даны на все три вопроса компонента или два положительных, а третий имеет любой другой знак;- нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы; эта категория включает в себя следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один
ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки;- негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком). 
 
Процент выборов по показателям:позитивное, нейтральное, негативноеотношение к ОС школы
Уровень отношения к ОС школы
0-20
Низкий
21-40
Ниже среднего
41-60
Средний
61-80
Высокий
81-100
Очень высокий
 
Во второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:    
1) взаимоотношения с учителями;   
2)  взаимоотношения с учениками;
3)  возможность высказать свою точку зрения;
4)  уважительное отношение;
5)  сохранение личного достоинства;
6) возможность обратиться за помощью;
7) возможность проявлять инициативу, активность;
8) учет личных проблем и затруднений.                                                                                                                                   
 
Определение уровней удовлетворенности характеристиками ОС школы
Суммарное число баллов
Уровень удовлетворенности характеристиками ОС школы
1-1,7
Низкий
1,8-2,5
Ниже среднего
2,6-3,3
Средний
3,4-4,1
Высокий
4,2-5
Очень высокий
 
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:- защищенность от унижения/оскорблений;- защищенность от угроз;- защищенность от того, что заставят делать что-либо против же­лания (принуждение);- защищенность от игнорирования (социальной изоляции);  - защищенность от недоброжелательного отношения (знак отно­шения).Часть 3 опросника позволяет получить как общий уровень за­щищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели.Вариант 1. Защищенность от психологического насилия во вза­имодействии может определяться по каждой категории участников образовательной среды (например, с помощью опросника для учени­ков можно выявить уровень их защищенности от одноклассников и от учителей).Вариант 2. Защищенность от психологического насилия в образова­тельной среде может определяться как единый суммарный показатель.
 
Определение уровней защищенности в ОС школы
Количество баллов суммируется и делится на количество подпун­ктов опросника(15 подпунктов для учителей, 10 - для учеников и родителей) 
Суммарное число баллов
Уровень защищенностиот психологического насилия во взаимодействии
1-1,7
Низкий
1,8-2,5
Ниже среднего
2,6-3,3
Средний
3,4-4,1
Высокий
4,2-5
Очень высокий