Методика «Школьная ромашка» (В.А. Ясвин)
Используя «школьную ромашку» каждая школа может анализировать свой образовательный потенциал. Экспертиза и дальнейшее проектирование развития системы содержания образования в школе включает ряд последовательных этапов.
1. Заполнение «предметных лепестков», т.е. ячеек, в которые вписываются инвариантные предметы (образовательные дисциплины), реально обязательные для данной школы (обусловленные государственными и региональными стандартами, рекомендуемые «примерными» учебными планами и т.п.)
1.2. Установление сбалансированности всех предметных областей в учебном плане и плане воспитательной работы (а через них соответствующих сфер культуры жизнедеятельности и компетентностей), используя для этого ресурсыдополнительного образования и социально-культурной жизни школы (совокупности «воспитательных мероприятий»).
3. Подбор вариативных образовательных дисциплин в рамках предметных областей в соответствии со спецификой конкретной школы (специализацией данной школы, ее образовательными целями, особенностями контингента учащихся, социальными условиями региона и т.п.).
4. Объединение отдельных образовательных дисциплин, как из одной предметной области, так и различных, в интегративные курсы, мегапредметы и мегапроекты.
5. Разработка «проектных эскизов» учебных и воспитательных планов для различных ступеней школьного образования (подготовительной группы, начальной, основной и средней школы), определяющих временной баланс представленности различных предметных областей на данном этапе образовательного процесса и перечень образовательных дисциплин.
6. Разработка предварительных и рабочих учебных и воспитательных планов для каждого класса на основе соответствующих проектных эскизов, с учетом указаний и рекомендаций федеральных и региональных органов управления образованием (осуществляется завуче.