Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности (1-2,5-6 классы)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 74»
г. Кемерово на 2023 - 2024 учебный год.
План внеурочной деятельности 1-2, 5-6 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 74» г. Кемерово на 2023-2024 учебный год составлен на основе нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закона Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
- приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерацииот 22.03.2021 №115;
- постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- приказа Министерства образования Кузбасса от 05.07.2022 №1662 «О методических рекомендациях по составлению учебных планов и планов внеурочной деятельности для 1-11(12) классов государственных и муниципальных образовательных организаций Кемеровской области – Кузбасса, реализующих образовательные программы, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2022-2023 учебный год»
В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, утверждённых приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286, достижение планируемых результатов возможно, как через урочную, так и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочной. В зависимости от интересов, способностей и запросов обучающихся и их семей, а также возможностей МБОУ «СОШ № 74» часы внеурочной деятельности в 1,5 классах выделены:
- на занятия школьников в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.;
- на занятия школьников с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- на занятия школьников с педагогами, сопровождающими их проектно-исследовательскую деятельность;
- на занятия школьников в рамках циклов специально организованных классных часов, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира;
- на профориентационные занятия школьников;
- на занятия школьников в творческих объединениях;
- на занятия школьников по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
- на занятия школьников по формированию их функциональной грамотности;
- на дополнительные занятия школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы;
- на специальные занятия школьников, испытывающих затруднения в социальной коммуникации как в среде сверстников, так и в обществе в целом;
- на специальные занятия школьников с ограниченными возможностями здоровья;
- на занятия школьников в спортивных и туристских секциях и клубах, организацию турниров, соревнований, походов, экскурсий, слетов, оздоровительных мероприятий и т.п.
В соответствии с обновленным Федеральным Государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования внеурочная деятельность в 1-2, 5-6 классах в 2023-2024 учебном году в МБОУ «СОШ № 74» организуется по следующим направлениям:
- информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности,
- занятия по формированию функциональной грамотности;
- занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся;
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся;
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.
Направления внеурочной деятельности в плане представлены следующими программами для 1-2 классов:
Направление развития личности |
Наименование рабочей программы |
Задачи программы |
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности |
«Разговор о важном» |
Главная цель классных часов «Разговор о важном» - развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. |
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся |
«Формирование информационной культуры младшего школьника на уроках математики и окружающего мира» |
Главной целью программы является развитие у школьников способности применять приобретенные на обычных уроках знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной проблемы. Программа реализует один самых важных педагогических принципов - связь образования с жизнью. |
«Мы любим русский язык» |
Главной целью программы является развитие у школьников способности применять приобретенные на обычных уроках знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной проблемы. Программа реализует один самых важных педагогических принципов - связь образования с жизнью. |
|
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов |
«Подвижные игры» |
Способствует выработке потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в подвижных играх. |
«Смотрю на мир глазами художника» |
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. |
|
«Тропинка к своему Я» |
Курс направлен на оказание помощи учащимся в понимании себя, в овладении навыками взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками, навыками саморегуляции и самоконтроля, в том числе в стрессовых ситуациях. |
|
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся |
«С любовью к книге» |
Курс введен для воспитания нравственных качеств и этического сознания у учащихся, бережного отношения к культурному наследию, к формированию духовно – нравственных качеств личности. |
«Логотека» |
Программа нацелена на развитие логического мышления школьников. |
|
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности |
«Юный эколог» |
Охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды; придает импульс для выдвижения новых ценностей для младших школьников: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому; развивает интерес учащихся к науке экологии, эмоционально-чувственную сферу учащихся, их образное мышление, чувство красоты. |
«Орлята России» |
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие. В течение года обучающиеся под руководством учителей могут принять участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнуть звания «Орлёнок» в 7 треках. |
|
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся |
«Мир профессий» |
Главной целью программы является формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и своей будущей профессии, осознание ими важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности, развитие их ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в завтрашнем дне. В рамках профориентационных занятий школьники знакомятся с миром профессий и способами получения профессионального образования, осваивают важные надпрофессиональные навыки - общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п. Важной составляющей занятий становится работа, направленная на познание ребенком самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. |
План внеурочной деятельности
МБОУ "СОШ № 74"
на 2023 - 2024 учебный год (1-2 классы)
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N.• 286
Наименование рабочей программы |
Кол-во часов в год |
Ко-во часов на занятие |
Распределение часов |
Формы организации |
Руководитель |
Место проведения |
Форма оплаты |
«Разговор о важном» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Классные часы |
Классный руководитель |
Школа |
Тарификация |
«Формирование информационной культуры младшего школьника на уроках математики и окружающего мира» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Спортивная секция |
Учитель |
Школа |
Тарификация |
«Мы любим русский язык» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Учитель |
Школа |
Тарификация |
«Подвижные игры» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Педагог дополнительного образования, учитель физической культуры, учитель |
Школа |
Тарификация |
«Смотрю на мир глазами художника» |
34
|
1
|
Еженедельно |
Кружок, конкурсы, экскурсии |
Учитель |
Школа |
Тарификация |
«Тропинка к своему Я» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Психологические занятия, беседы, сказки, ролевые игры, работа в группах |
Педагог - психолог |
Школа |
Тарификация |
«С любовью к книге» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Учитель, пдегог дополнительного образования |
Школа |
Тарификация |
«Логотека» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Учитель |
Школа |
Тарификация |
«Юный эколог» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Педагог дополнительного образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
«Орлята России» |
68 |
1 |
Еженедельно |
Проектная студия |
Педагог дополнительного образования, классный руководитель |
Школа |
Тарификация |
«Мир профессий» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Педагог дополнительного образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
План внеурочной деятельности МБОУ "СОШ № 74" на 2023 - 2024 учебный год (1-2 классы)
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N.• 286
Направления |
Наименование |
1а |
lб |
1в |
2а |
2б |
2в |
Всего |
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности |
«Разговоры о важном» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся |
«Формирование информационной культуры младшего школьника на уроках математики и окружающего мира» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
«Мы любим русский язык» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
|
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов |
«Подвижные игры» |
1 |
|
|
1 |
|
|
2 |
«Смотрю на мир глазами художника» |
|
1 |
2 |
|
|
|
3 |
|
«Тропинка к своему Я» |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
4 |
|
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся |
«С любовью к книге» |
1 |
|
|
|
1 |
|
2 |
«Умные игры» |
1 |
|
1 |
|
|
|
2 |
|
«Логотека» |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности |
«Юный эколог» |
|
2 |
|
2 |
2 |
|
6 |
«Орлята России» |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
Служу России |
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся |
«Мир профессий» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Итого: |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
60 |
Направления внеурочной деятельности в плане представлены следующими программами для 5-6 классов:
Направление развития личности |
Наименование рабочей программы |
Задачи программы |
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности |
«Разговоры о важном» |
Главная цель классных часов «Разговор о важном» - развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. |
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся |
«Математика в жизни человека» |
Главной целью программы является развитие у школьников способности применять приобретенные на обычных уроках знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной проблемы. Программа реализует один самых важных педагогических принципов - связь образования с жизнью. |
«Секреты русского языка» |
Главной целью программы является развитие у школьников способности применять приобретенные на обычных уроках знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной проблемы. Программа реализует один самых важных педагогических принципов - связь образования с жизнью. |
|
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов |
«Подвижные игры» |
Способствует выработке потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в подвижных играх. |
«Мастерская праздника» |
Программа направлена на освоение различных способов организации праздников, помогает освоить различные виды декоративно-прикладного и оформительского творчества, учит работать в коллективе. |
|
«Туризм» |
Программа направлена на развитие прикладных умений школьников в сфере спорта. Помогает привить интерес к родной природе, учит самостоятельности, умению работать в команде, знакомит с географическими особенностями нашей страны. |
|
«НВП» |
Программа способствует подготовке школьников к службе в рядах вооруженых РФ сил, учит товариществу, умению работать в команде, помогает освоить азы военно-прикладных видов спорта. |
|
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся |
«С любовью к книге» |
Курс введен для воспитания нравственных качеств и этического сознания у учащихся, бережного отношения к культурному наследию, к формированию духовно – нравственных качеств личности. |
«Орнитология» |
Программа для юных экологов посвященная разделу «Орнитология». |
|
«Народные промыслы» |
Направлена на ориентирование школьников в предметно-практической деятельности через освоение ими техник художественных ремёсел. |
|
«Шаги к техническому творчеству» |
Для развития склонностей, способностей, творческой направленности учащихся, развития их технического мышления, создания условий для ориентирования детей в предметно-практической деятельности. |
|
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности |
«Детская служба безопасности» |
Программа направлена на освоение навыков безопасности современными подростками, учит работать в команде, знакомит с профессиями и деятельностью силовых структур нашей страны. Участники программы получают возможность участвовать в событиях детской службы безопасности школы, участвовать в профильных соревнованиях, конкурсах, акциях. |
«Юный эколог» |
Охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды; придает импульс для выдвижения новых ценностей для младших школьников: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому; развивает интерес учащихся к науке экологии, эмоционально-чувственную сферу учащихся, их образное мышление, чувство красоты. |
|
«Добрые сердца» |
Направлена на развитие представления учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; на развитие адекватной самооценки, умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций; на формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Волонтерская деятельность. |
|
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся |
«Мир профессий» |
Главной целью программы является формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и своей будущей профессии, осознание ими важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности, развитие их ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в завтрашнем дне. В рамках профориентационных занятий школьники знакомятся с миром профессий и способами получения профессионального образования, осваивают важные надпрофессиональные навыки - общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п. Важной составляющей занятий становится работа, направленная на познание ребенком самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. |
Наименование рабочей программы |
Кол-во часов в год |
Кол-во часов на занятие |
Распределение часов |
Формы организации |
Руководитель |
Место проведения |
Форма оплаты |
«Разговоры о важном» |
34 |
2 |
Еженедельно |
Классный час |
Классный руководитель |
Школа |
Тарификация |
«Математика в жизни человека» |
34 |
2 |
Еженедельно |
Кружок |
Педагог дополнит. образования |
Школа |
Тарификация |
«Секреты русского языка» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Педагог дополнит. образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
«Подвижные игры» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Спортивная секция |
Педагог дополнит. образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
«Мастерская праздника» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Проекты, выставки, конкурсы |
Педагог дополнит. образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
«Туризм» |
68 |
1 |
Еженедельно |
Походы, конкурсы, соревнования |
Педагог дополнит. образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
«С любовью к книге» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Учитель, педагог дополнит. образования |
Школа, |
Тарификация
|
«Народные промыслы» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Педагог дополнит. образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
«Шаги к техническому творчеству» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Педагог дополнит. образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
«Детская служба безопасности» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Кружок |
Учитель |
Школа |
Тарификация |
«Юный эколог» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Волонтерское объединение |
Педагог дополнит. образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
«Добрые сердца» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Волонтерское объединение |
Педагог дополнит. образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
«Мир профессий» |
34 |
1 |
Еженедельно |
Проектная студия |
Педагог дополнит. образования, учитель |
Школа |
Тарификация |
План внеурочной деятельности МБОУ "СОШ № 74" на 2023 - 2024 учебный год (5-6 классы)
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N.• 286
Направления |
Наименование |
5а |
5б |
5в |
5г |
6а |
6б |
6в |
6г |
Всего |
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности |
«Разговоры о важном» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
«Воинская слава России» |
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
2 |
|
«Родная история» |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся |
«Математика в жизни человека» |
|
1 |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
«Секреты русского языка» |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов |
«Подвижные игры» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
«Мастерская праздника» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
5 |
|
«Перемена» |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
1 |
|
4 |
|
«Компьютерная грамотность» |
1 |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
4 |
|
«Туризм» |
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
1 |
5 |
|
«Тропинка к своему Я» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
5 |
|
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся |
«Народные промыслы» |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
|
3 |
«Шаги к техническому творчеству» |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
4 |
|
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности |
«Детская служба безопасности» |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
2 |
«Юный эколог» |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
4 |
|
«Добрые сердца» |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
1 |
3 |
|
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся |
«Мир профессий» |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
4 |
«Россия – мои горизонты» |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
«Профориентир» |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
Итого: |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
80 |