Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 74»
г. Кемерово на 2023 – 2024 учебный год (7 – 9 классы)
План внеурочной деятельности 7–9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 74» г. Кемерово на 2023-2024 учебный год составлен на основе нормативно - правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
- приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;-
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115;
- постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
При формировании плана внеурочной деятельности коллектив школы с целью успешной и эффективной его реализации стремится:
- выполнить в полном объеме государственный заказ, т. е. спланировать содержание образования в соответствии с предметными областями, предложенными региональным планом;
- учесть интересы и возможности участников образовательных отношений;
- не допустить при этом перегрузки учащихся, т. е. соблюсти нормативы предельно максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки;
- обеспечить преемственность нового учебного плана с предыдущим;
- учесть интересы и возможности педагогического коллектива и ресурсные возможности школы.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся и их родителей (законных представителей) через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность 7-9 классов,
реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
В образовательном учреждении для учащихся 7-9 классов реализуется в основном оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся 7-9-х классов реализуется по 5 направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- общекультурное
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное.
Эти направления в плане представлены следующими программами:
Направление развития личности |
Наименование рабочей программы |
Задачи программы |
Спортивно-оздоровительное |
Туризм |
Программа направлена на развитие прикладных умений школьников в сфере спорта. Помогает привить интерес к родной природе, учит самостоятельности, умению работать в команде, знакомит с географическими особенностями нашей страны. |
Кроссфит |
Программа направлена на интенсивные занятия спортом, подготовку к сдаче нормативов ГТО, привитие ориентации на здоровый образ жизни и совершенствование своих физических возможнстей. |
|
Подвижные игры |
Способствует выработке потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в подвижных играх. |
|
Общекультурное |
Народные промыслы |
Направлена на ориентирование школьников в предметно-практической деятельности через освоение ими техник художественных ремёсел. |
Разговоры о важном |
Главная цель классных часов «Разговор о важном» - развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. |
|
Мастерская праздника |
Программа направлена на освоение различных способов организации праздников, помогает освоить различные виды декоративно-прикладного и оформительского творчества, учит работать в коллективе. |
|
Перемена (хор) |
Программа занятий школьного хора. |
|
Шаги к техническому творчеству |
Для развития склонностей, способностей, творческой направленности учащихся, развития их технического мышления, создания условий для ориентирования детей в предметно-практической деятельности. |
|
Школьный пресс-центр |
Программа позволяет школьникам изучить мир журналистики и работы с различными видами информации, освоить профессию журналиста, репортера, корреспондента. |
|
Духовно-нравственное |
С любовью к городу |
Курс введен для воспитания нравственных качеств и этического сознания у учащихся, бережного отношения к культурному наследию родного города, к формированию духовно – нравственных качеств личности. |
Воинская слава России |
Программа предполагает знакомство с героической историей нашей страны в различные исторические эпохи, знакомство с традициями воинской славы и доблести российской армии и флота, духовной составляющей побед русского народа. |
|
Социальное |
Детская служба безопасности |
Программа направлена на освоение навыков безопасности современными подростками, учит работать в команде, знакомит с профессиями и деятельностью силовых структур нашей страны. Участники программы получают возможность участвовать в событиях детской службы безопасности школы, участвовать в профильных соревнованиях, конкурсах, акциях. |
Мир профессий |
Курс направлен на развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; на формирование конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессий. Программа профессиональной ориентации учащихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у учащихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда. |
|
Добрые сердца |
Направлена на развитие представления учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; на развитие адекватной самооценки, умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций; на формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Волонтерская деятельность. |
|
Общеинтел-лектуальное |
Математика в жизни |
Курс в научно-популярной форме знакомит учащихся с различными направлениями применения математических знаний, ролью математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентирует школьников в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; предоставляет ученику возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, проверить свои профессиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе Данная программа может способствовать также созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию факультативов, поэтому позволит подготовить учащихся к профильному обучению на старшем этапе. |
Шаг в будущее (химия) |
Программа позволять школьникам углубить свои знания по курсу химии в основной школе, принять участие в работе школьной химической лаборатории, более тщательно подготовиться к итоговой аттестации по курсу. |
|
Современное законодательство |
Программа раскрывает особенности современного законодательства, дает возможность погружения в мир права. Курс включает решение практических задач, знакомство с представителями профессий, тематические игры и викторины, позволяет более тщательно подготовиться к итоговой аттестации по обществознанию |
|
Введение в граждановедение |
Программа раскрывает особенности гражданского общества для школьников, дает возможность погружения в мир социальных взаимоотношений. Курс включает решение практических задач, тематические игры и викторины, позволяет более тщательно подготовиться к итоговой аттестации по обществознанию |
|
Экомир |
Предусматривает углубленное изучения курса биологии 5-9 класса, изучение растений, произрастающих в Кемеровской области, составление гербария, оформление иллюстраций экологической тематики. Изучение растений, занесенных в красную книгу Кузбасса. Составление экологических памяток, направленных на сохранение и улучшение экологии. Раскрытие многих понятий в ботанике. Основы зоологии, интересные факты о человеческом организме. Исследовательская деятельность. Развитие умения составлять гипотезы, находить решения биологических задач, грамотное составление устных ответов для конференций и выступлений. Подготовка к предметным олимпиадам и конкурсам.
|
|
Секреты русского языка |
Для повышения орфографической зоркости, словарного запаса; развития памяти, скорописи, устной и письменной монологической речи школьников. Курс – создание условий для формирования языковой компетенции школьников. |
|
Компьютерная грамотность |
Для формирования информационной культуры школьников, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможности компьютера. Курс знакомит учащихся с современными информационно-коммуникационными технологиями. |
Для организации внеурочной деятельности учащихся используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, этические беседы, турниры вежливости, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, семейные выставки достижений. Таким образом, аудиторная нагрузка учащихся дополняется программой внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.