Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 

«Средняя общеобразовательная школа № 74»

г. Кемерово на 2023 – 2024 учебный год (7 – 9 классы)

План внеурочной деятельности 7–9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 74» г. Кемерово на 2023-2024 учебный год составлен на основе нормативно - правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

- приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;-

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115;

- постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

При формировании плана внеурочной деятельности коллектив школы с целью успешной и эффективной его реализации стремится:

- выполнить в полном объеме государственный заказ, т. е. спланировать содержание образования в соответствии с предметными областями, предложенными региональным планом;

- учесть интересы и возможности участников образовательных отношений;

- не допустить при этом перегрузки учащихся, т. е. соблюсти нормативы предельно максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки;

- обеспечить преемственность нового учебного плана с предыдущим;

- учесть интересы и возможности педагогического коллектива и ресурсные возможности школы.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся и их родителей (законных представителей) через организацию внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность 7-9 классов,

реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

В образовательном учреждении для учащихся 7-9 классов реализуется в основном оптимизационная модель внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся 7-9-х классов реализуется по 5 направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное;

- общекультурное

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное.

Эти направления в плане представлены следующими программами:

Направление развития личности

Наименование рабочей программы

Задачи программы

Спортивно-оздоровительное

Туризм

Программа направлена на развитие прикладных умений школьников в сфере спорта. Помогает привить интерес к родной природе, учит самостоятельности, умению работать в команде, знакомит с географическими особенностями нашей страны.

Кроссфит

Программа направлена на интенсивные занятия спортом, подготовку к сдаче нормативов ГТО, привитие ориентации на здоровый образ жизни и совершенствование своих физических возможнстей.

Подвижные игры

Способствует выработке потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в подвижных играх.

Общекультурное

Народные промыслы

Направлена на ориентирование школьников в предметно-практической деятельности через освоение ими техник художественных ремёсел.

Разговоры о важном

Главная цель классных часов «Разговор о важном» - развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами.

Мастерская праздника

Программа направлена на освоение различных способов организации праздников, помогает освоить различные виды декоративно-прикладного и оформительского творчества, учит работать в коллективе.

Перемена

(хор)

Программа занятий школьного хора.

Шаги к техническому творчеству

Для развития склонностей, способностей, творческой направленности   учащихся, развития их технического мышления, создания условий для ориентирования детей в предметно-практической деятельности.

Школьный пресс-центр

Программа позволяет школьникам изучить мир журналистики и работы с различными видами информации, освоить профессию журналиста, репортера, корреспондента.

Духовно-нравственное

С любовью к городу

Курс введен для воспитания нравственных качеств и этического сознания у учащихся, бережного отношения к культурному наследию родного города, к формированию духовно – нравственных качеств личности.

Воинская слава России

Программа предполагает знакомство с героической историей нашей страны в различные исторические эпохи, знакомство с традициями воинской славы и доблести российской армии и флота, духовной составляющей побед русского народа.

Социальное

Детская служба безопасности

Программа направлена на освоение навыков безопасности современными подростками, учит работать в команде, знакомит с профессиями и деятельностью силовых структур нашей страны. Участники программы получают возможность участвовать в событиях детской службы безопасности школы, участвовать в профильных соревнованиях, конкурсах, акциях.

Мир профессий

Курс направлен на развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; на формирование конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессий.       Программа профессиональной ориентации учащихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у учащихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.

Добрые сердца

Направлена на развитие представления учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; на развитие адекватной самооценки, умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций; на формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Волонтерская деятельность.

Общеинтел-лектуальное

Математика в жизни

Курс в научно-популярной форме знакомит учащихся с различными направлениями применения математических зна­ний, ролью математики в общечеловеческой жизни и культуре; ори­ентирует школьников в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; предоставляет ученику возможность расширить свой кругозор в раз­личных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, проверить свои профес­сиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе Данная программа  может способствовать также созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию факультативов, по­этому позволит подготовить учащихся к профильному обучению на старшем этапе.

Шаг в будущее (химия)

Программа позволять школьникам углубить свои знания по курсу химии в основной школе, принять участие в работе школьной химической лаборатории, более тщательно подготовиться к итоговой аттестации по курсу.

Современное законодательство

Программа раскрывает особенности современного законодательства, дает возможность погружения в мир права. Курс включает решение практических задач, знакомство с представителями профессий, тематические игры и викторины, позволяет более тщательно подготовиться к итоговой аттестации по обществознанию

Введение в граждановедение

Программа раскрывает особенности гражданского общества для школьников, дает возможность погружения в мир социальных взаимоотношений. Курс включает решение практических задач, тематические игры и викторины, позволяет более тщательно подготовиться к итоговой аттестации по обществознанию

Экомир

Предусматривает углубленное изучения курса биологии 5-9 класса, изучение растений, произрастающих в Кемеровской области, составление гербария, оформление иллюстраций экологической тематики. Изучение растений, занесенных в красную книгу Кузбасса. Составление экологических памяток, направленных на сохранение и улучшение экологии. Раскрытие многих понятий в ботанике. Основы зоологии, интересные факты о человеческом организме. Исследовательская деятельность. Развитие умения составлять гипотезы, находить решения биологических задач, грамотное составление устных ответов для конференций и выступлений. Подготовка к предметным олимпиадам и конкурсам.

 

Секреты

русского языка

Для повышения орфографической зоркости, словарного запаса; развития памяти, скорописи, устной и письменной монологической речи школьников. Курс – создание условий для формирования языковой компетенции школьников.

Компьютерная грамотность

Для формирования информационной культуры школьников, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможности компьютера. Курс знакомит учащихся с современными информационно-коммуникационными технологиями.

Для организации внеурочной деятельности учащихся используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, этические беседы, турниры вежливости, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, семейные выставки достижений.    Таким образом, аудиторная нагрузка учащихся дополняется программой внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.